Рассказы о шедеврах живописи. Поленов В.Д

Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова Явление Христа народу у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижников в феврале 1887 года. Картина поначалу была осуждена цензурой, а президент Академии Художеств великий князь Владимир определил : «. Для народа она вредна».
Однако увидевший картину Александр III разрешил ее демонстрацию и даже, как ни странно, приобрел ее для своего музея.

Написанию картины предшествовали несколько поездок в Египет, Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы «вжиться» в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

В то время в России не выпускали таких больших холстов — размеры картины: 3,07 метра на 5,85 метра. Художник отправляется в Италию, заказывает там холст и выписывает его в Россию.
Всего при работе над этой темой им было сделано более 150 подготовительных рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины, некоторые из них хранятся в ГРМ.
Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)
Там говорится:
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему.
Он сел и учил их.
Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и,поставивши ее посреди, сказали Ему:
Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Читать еще:  Жизнь в Корее. Какая она? Настоящая Северная Корея

В 1881–82 годах, во время путешествия по Сирии и Палестине, Василию Поленову встретились развалины древнего храма времен царя Ирода, который, по его мнению, вполне мог быть молчаливым свидетелем тех давних библейских событий.

Художник разворачивает действие картины на фоне повседневной жизни восточного города: люди входят и выходят из храма, беседуют, не обращая внимания на происходящее на площади; наверху, в жилой части, развешено сушиться белье,а человек на ослике – справа, надвигаясь прямо на нас, – едет по своим делам.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем:

«Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов акцентировал свое внимание на человеческом в Нем, выведя за скобки все собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»).

Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Художник Василий Поленов. Великий. Неизвестный.

Называя творчество художника Василия Поленова пластом русского изобразительного искусства, исследователи не совсем точны в этом определении. Поленов успел создать не один такой пласт, так как достиг совершенства в нескольких направлениях.

Истоки таланта и его огранка

С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.

Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.

Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.

Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным .

Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна. Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника.

Стороны света в творчестве мастера

Василий Дмитриевич Поленов довольно рано стал академиком и получил широкое признание именитых коллег и просвещённой публики. Занимался преподаванием, поддержкой и популяризацией изящных искусств. Его учениками и последователями стали многие замечательные русские творцы. Среди них И. Левитан, К. Коровин , И. Остроухов и многие другие.

С юных лет и до последних дней он много путешествовал. Это не были поиски праздной жизни. Во время поездок художник работал особенно много и продуктивно. Европейские турне, два больших путешествия на Ближний Восток к истокам христианства, русский Север, Поволжье, города российской глубинки, прифронтовые территории — все находило отражение в крупных циклах работ.

Одной из отличительных черт картин маэстро часто называют продолжение русских традиций академического реализма. Но, возможно, главной особенностью всех его работ стала приверженность художника к светлой стороне мироздания. Действительно, в его работах всегда прослеживается поиск именно светлых истин, взглядов и суждений. Не выражение позитивных впечатлений — их трудно обнаружить во фронтовых зарисовках или трагических сюжетах — а поиск верного пути, истинных ценностей, светлой человеческой и природной сущности окружающего мира.

Читать еще:  Русские не славяне. Русские даже не славяне

Тектонические пласты культуры

В современном восприятии творчество Поленова, скорее всего, можно отнести к недооцененному наследию. «Академический реализм» — один из современных ярлыков. Такого понятия просто не существовало во времена жизни этих мастеров. Другой ярлык, ещё более неказистый — «Передвижники».

Поленов и несколько других великих живописцев действительно организовали новаторское движение передвижных выставок. Это был способ заработка. Бизнес модель, как бы назвали сегодня. Конечно, выставки носили и просветительских характер, но были придуманы именно для реализации работ. Позже «передвижников» преподносили как нечто похожее на народное движение. Однако, не всегда умелое насаждение «принципов народничества» «искусствоведами в штатском» до сих пор мешает адекватному восприятию многих шедевров русской живописи. Вырученные средства от продажи картин художники использовали по-разному. Поленов вложил много средств, времени и сил в меценатство, в поддержку народных талантов. Это коснулось и живописи, и театра. Так называемый «Поленовский дом» — только один из эпизодов деятельности живописца.

Оценивая наследие Василия Дмитриевича в русской культуре стоит напомнить, что он творил и достиг блистательных вершин в самых разных направлениях:

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Портрет Дамы в образе Флоры. Портрет дамы, традиционно идентифицируемой как.

Портрет молодой дамы в белом платье с розовыми лентами Портрет Софьи Сергеевны Бо.

Казалось бы, за сколько лет существования древнейшего Храма все.

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой Письмо Тверская красави.

Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге: как добраться, что посмотреть, фото .

Музыка

Метки

Рубрики

  • Новости (7379)
  • Украина (1312)
  • политические новости (1256)
  • События в мире (1210)
  • США (823)
  • Личное мнение (802)
  • Российские новости (569)
  • Сирия (422)
  • Погода (185)
  • Выборы (152)
  • Экономика (123)
  • НАТО (119)
  • Новости шоу-бизнеса (81)
  • Ближний Восток (28)
  • Власть и чиновники (14)
  • Криминал (14)
  • Великобритания (9)
  • Светская хроника (5)
  • размышления (5837)
  • Интересно (4763)
  • История (4487)
  • История России (1009)
  • Царская Россия (614)
  • История Франции (211)
  • Новейшая история (176)
  • История древнего мира (169)
  • История Англии (117)
  • История Российской империи (17)
  • Женщины в истории (16)
  • Исторические казусы (2)
  • Разное (3960)
  • Поэзия (3467)
  • ЖЗЛ, биографии, судьбы (3393)
  • Кулинария (2686)
  • Выпечка (348)
  • Вторые блюда (200)
  • Салаты и закуски (124)
  • Продукты (103)
  • Торты и пирожные (95)
  • Десерты (86)
  • Праздничные блюда (61)
  • Сборник рецептов (48)
  • Напитки (39)
  • Первые блюда (25)
  • Варения (23)
  • Блины (18)
  • Консервирование (18)
  • Питание в пост (14)
  • Кухни народов мира (13)
  • рецепты для мультиварки (10)
  • рецепты для аэрогриля (6)
  • Кухня (5)
  • рецепты для микроволновки (4)
  • Живопись и графика (2568)
  • Видео (2498)
  • разное (564)
  • музыкальные ролики (284)
  • познавательное кино (198)
  • актеры и роли (87)
  • мультфильмы (18)
  • Релакс (5)
  • Фото (2482)
  • Фото момента (221)
  • Фото дня (18)
  • фото-загадка (17)
  • Маленькое фото (14)
  • Фото из семейных архивов (6)
  • Место для подумать (4)
  • Фотосессия (1)
  • Кино (2409)
  • документальное кино (677)
  • Художественное кино (626)
  • Про кино (450)
  • познавательное кино (241)
  • Кино — Сериал (59)
  • Советское кино (21)
  • Новогодняя музыкальная комедия (6)
  • Кино — Сказка (3)
  • Мюзикл на льду (1)
  • Страны и континенты (2221)
  • Политика (1991)
  • геополитика (284)
  • Актеры и роли (1674)
  • Религия (1651)
  • Монастыри, соборы, храмы (624)
  • Праздники (236)
  • Православие (227)
  • Святые (97)
  • Иконы (60)
  • Молитвы (50)
  • Природа (1608)
  • Женщина (1499)
  • Женские секреты (77)
  • рукоделие (17)
  • Плетение, укладка волос. (4)
  • Города (1354)
  • Москва (151)
  • Нижний Новгород (98)
  • Помним. (1285)
  • Скорбим (233)
  • Читальный зал (1167)
  • Календарь (1145)
  • Народный календарь (167)
  • Этот день в истории (49)
  • Лунный календарь (3)
  • Россия (1136)
  • Россия глазами иностранца (5)
  • Музыка (1086)
  • Животный мир (975)
  • Подводный мир (39)
  • Дворцы, замки и крепости (951)
  • Здоровье (915)
  • Диета (42)
  • лекарственные растения (7)
  • Путешествия и отдых (881)
  • Наука и Техника (696)
  • Российская армия (312)
  • Космос (31)
  • Сад-огород (675)
  • огород (51)
  • цветы (44)
  • деревья, кустарники (39)
  • Садовый дизайн (5)
  • Афоризмы (625)
  • Цитаты (228)
  • Мысли вслух (133)
  • Жемчужина мысли (13)
  • Одностишия (5)
  • Достопримечательности (579)
  • Отношения, мужчина и женщина (521)
  • Великая отечественная война (491)
  • Герои ВОВ (123)
  • Юмор (463)
  • Пресса (462)
  • Немного прессы (397)
  • Архитектура (449)
  • Интерьер (45)
  • Домашний уют (5)
  • Советы и помощь (439)
  • разные советы (207)
  • подсказки про Ли.Ру (61)
  • Наш компьютор (17)
  • Драгоценные камни и ювелирные изделия (411)
  • Спорт (410)
  • Цветы (384)
  • Праздники (368)
  • Литература (362)
  • Притча (221)
  • Аудиокнига (1)
  • Искусство (329)
  • Балет (59)
  • Театр (15)
  • Опера и оперетта (7)
  • Личности (283)
  • Путин (221)
  • Чрезвычайные происшествия и катастрофы (275)
  • Времена года (254)
  • Плейкасты (238)
  • Интервью (237)
  • Красота (204)
  • Сверхъестественное (200)
  • НЛО (92)
  • День рождения (200)
  • Своими руками (199)
  • TV программы (192)
  • скульптуры и памятники (166)
  • Детское (160)
  • археология (148)
  • История костюма и моды (139)
  • СССР (126)
  • Тайны мира (111)
  • Поздравляю! (110)
  • Сады, парки, заповедники (107)
  • Прогнозы и предсказания (105)
  • Исторические усадьбы России (98)
  • человек (81)
  • Тесты (79)
  • Танцы (76)
  • Танцы народов мира (22)
  • Личное (75)
  • Легенды и мифы (73)
  • Музеи мира (69)
  • Космос (64)
  • Развлекалочки (61)
  • Клады и сокровища (47)
  • Отцы и дети (17)
  • гифки (17)
  • Самопознание (13)
  • 100 самых красивых мест планеты (12)
  • Власть, чиновники (6)
  • Психология (5)
  • Гороскопы (3)
  • (2)
  • Википедия (1)
  • Политинформация (10)

Читать еще:  Настоящий маресьев. Алексей Маресьев

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Поленов В.Д. «Христос и грешница». Рассказы о шедеврах живописи

Поленов В.Д. «Христос и грешница». Рассказы о шедеврах живописи.

Поленов В.Д. «Христос и грешница»

Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова Явление Христа народу у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижников в феврале 1887 года. Картина поначалу была осуждена цензурой, а президент Академии Художеств великий князь Владимир определил : «. Для народа она вредна».
Однако увидевший картину Александр III разрешил ее демонстрацию и даже, как ни странно, приобрел ее для своего музея.

Написанию картины предшествовали несколько поездок в Египет, Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы «вжиться» в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

В то время в России не выпускали таких больших холстов — размеры картины: 3,07 метра на 5,85 метра. Художник отправляется в Италию, заказывает там холст и выписывает его в Россию.
Всего при работе над этой темой им было сделано более 150 подготовительных рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины, некоторые из них хранятся в ГРМ.
Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)
Там говорится:
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему.
Он сел и учил их.
Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и,поставивши ее посреди, сказали Ему:
Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

В 1881–82 годах, во время путешествия по Сирии и Палестине, Василию Поленову встретились развалины древнего храма времен царя Ирода, который, по его мнению, вполне мог быть молчаливым свидетелем тех давних библейских событий.

Художник разворачивает действие картины на фоне повседневной жизни восточного города: люди входят и выходят из храма, беседуют, не обращая внимания на происходящее на площади; наверху, в жилой части, развешено сушиться белье,а человек на ослике – справа, надвигаясь прямо на нас, – едет по своим делам.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем:

«Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов акцентировал свое внимание на человеческом в Нем, выведя за скобки все собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»).

Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post119222326/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b56ff56050fd400a9295af2/5c518c06327a7c00ac19c64f
http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post119281993/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий